>> Поющие в ночи
Грустно, но сегодня всё чаще слышим: малыш плохо спит, капризный, гиперактивный. Наше здоровье физическое и психическое закладывается и развивается с рождения. Дети запечетлевают образы, исходящие с экрана, тонкие и неуловимые для нас. Как повлияет на ребёнка случайный фильм или рекламный ролик, трудно сказать. Влияние существует и имеет непредсказуемый характер. Откуда рождаются детские страхи, страх темноты, закрытого пространства, громких звуков? Откуда берутся агрессивные проявления у детей, которых этому не учили?
Младенец познаёт мир всем своим существом, Как губка, впитывает всё, что происходит в доме: стиль взаимоотношений, его убранство, атмосферу, звуки, ритмы. Всё для него значимо: касание материнских рук, голос матери и отца, звуки и запахи, наполняющие дом. Младенец ощущает каждой клеточкой своего тела всё. Это для него важно, как вертится мир вокруг него и он в нём.
Заглянем в современный дом. Какие звуки наполняют наше жилище? Что слышат наши дети? Конечно, голоса – взрослых и детей. Голос может быть радостным, бодрым, оживлённым, добрым, мягким, взволнованным, тревожным, раздраженным, безразличным, нежным, интересующимся. Для ребёнка важен тон, по его звучанию дитя определяет ваше настроение, душевное и физическое состояние. Спокойные ритмы и звуки успокаивают малыша.
Родители знают,как порой нелегко уложить ребёнка спать. Испокон веков известно универсальное «снотворное» - колыбельные песни. Наши предки говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных. В прежние времена колыбельные выполняли роль заклинания, в песне мать просила дать ребёнку сон и рост в настоящий момент, богатство и здоровье в будущем. Колыбельная и сегодня является первым музыкальным впечатлением младенца, универсальным терапевтическим средчтвом. Начинать петь колыбельные малышу можно уже во время беременности, т.к. доказано, что ребёнок в утробе матери воспринимает музыку, речь, интонации голоса. Новорожденный. Услышав песенки, которые пела ему мама, узнаёт их и успокаивается. Пение способствует улучшению психического состояния самой женщины – у неё уменьшаются проявления токсикоза, легче протекает беременность. У поющей замедляется ритм сердечных сокращений, нормализуется давление; плод же получает больше кислорода, а колебание околоплодных вод нежно массирует его тельце. В дальнейшем у мам улучшается лактация, устанавливаются более близкие отношения с ребёнком; недоношенные младенцы бымтрее набираются сил.
Через пение ребёнок получает первые уроки развития речи. Колыбельная рассчитана на свойства памяти младенца. Привыкая к повторяющейся интонации песни, ребёнок начинает различать слова, что помогает ему овладеть речью, понимать её содержание. Колыбельные важны для развития мышления: от того, какие песни пела мама, зависит характер, физическое здоровье, степень психологической устойчивости маленького человека. Для полноценного развития малышу важно знать, что он желанен и любим, его мама – самая лучшая, а родной дом – самый тёплый и уютный. Недаром колыбельная, исполненная мамой, завораживающе действует на ребёнка. Хаотичные, высокие, напряжённые звуки вызывают тревогу, незащищённость.
Младенец слышит и другие звуки, которые сегодня прижились в наших домах, и без них современная жизнь уже не мыслима, а ещё пол века назад дети росли в окружении других звуков. В тишине были слышны звуки капели, песни ветра, размеренные голоса взрослых за общей трапезой, стук спиц или швейной машинки, песнопение и многое другое. Телевизор поселился в доме и стал его господином во многих случаях. Общение с «ящиком» заменяет нам задушевные разговоры с близкими за чаем, семейное пение, читание вслух, рукоделие и другое.
Малыши и взрослые живут в иллюзорном мире, созданным на экране телевизора. Любой телевизор производит радиоактивное излучение. Матиас Биль в своей книге «Мир показывает лицо» описывает, что излучение на месте зрителя равно 0,05 рентген в неделю. Известно, что к излучению более восприимчивы дети и подростки, которые сегодня подвержены разным заболеваниям. Необходимо особенно заботиться о малышах, изолируя их от телевизионного излучения, которое пагубно влияет на живой организм. Это объясняется и особенностью звуков, исходящих от телевизионного аппарата.
В каждом приборе возникает разрушительный для жизни высокий постоянный звук, граничащий с областью самых низких ультразвуков. Он буквально действует на нервы, как бы разрывая их на части. Взрослые не воспринимают этот звук сознательно, но многие дети слышат его – высокий, свистящий звук. Как подтверждают данные исследований немецких, американских учёных, тлевизионное излучение отрицательно воздействует на весь человеческий организм. Оно воздействует на мозг, замедляет процессы обмена веществ, пульс становиться реже на 7 ударов в минуту, возникает пассивность в процессах нервной системы и обменных процессах. Помимо этого известно, что телевизионное излучение влияет на формирование иммунной системы, понижая её способности.
Психика ребёнка подобна нежному цветку, прекрасна и хрупка. Мозг новорожденного составляет по весу и размеру примерно 25% от мозга взрослого. К концу первого года жизни размер и масса составляет уже 50%, а на втором году жизни уже 75% мозга взрослого. В первые месяцы жизни происходит быстрое развитие сенсорных и моторных зон мозга. Если на этапе раннего возраста ребёнок имел ограниченный доступ к разным активным видам деятельности, то многие нейронные связи не образуются и объём мозга остаётся на 25-30% меньшим.
Специалисты называют опасной тенденцию приучать детей находиться в постоянном шуме: включенный компьютер, работающий телевизор, просто громкая речь. Утверждение, что ребёнок прекрасно засыпает под звуки «попсы» или рок-музыки отчасти верны. Только малыш не засыпает – он впадает в изменённое состояние, говоря млодёжным языком «вырубается», т.к. при очень громких звуках происходит заметное торможение деятельности коры головного мозга и растормаживание подкорковых центров. Это сродни состоянию опьянения. Самое «безобидное» к чему может привести замена колыбельных и прямого общения телевизором или компьютером – развитие у ребёнка синдрома дефицита внимания (СДВ).
Наш совет: не используйте телевизор в качестве звукового фона в детской комнате. Не смотрите любимую тлепередачу, когда даёте ребёнку грудь или бутылочку. Вы будете слишком увлечены происходящим на экране, а при кормлении ему необходимо ваше внимание без остатка. Младенец и телевизор несовместимы. Природа ребёнка и просмотр телевизора – антиподы. Ребёнок подвижен, телевизор статичен. У малыша бурлит фантазия. Телевизор парализует её, навязывая свои образы. Просмотр телевизора влияет на физическое, психическое, духовное и социальное здоровье человека. Исследователи рекомендуют изолировать тлевизор от ребёнка, выделить ему отдельную комнату и определённые часы для общения с ним, которые не должны пересекаться с временем, отведённым для общения с ребёнком.
Сегодня психологи, педагоги, медики рекомендуют свести контакт с телевизором к нулю и заменить его деятельностью, необходимой для развития и воспитания зрелой личности: играми, домашними делами, совместными прогулками, рукодолием, чтением, пением. Есть основания считать, что эмоциональное развитие человека находиться в прямой зависимости от характера отношений в системе «мать – ребёнок» в раннем детстве. Отсутствие тепла и контакта между мамой и малышом оборачиваются со временем многими проблемами.
Гордейчик Анна Ильинична